Условно разрешенный вид использования земельного участка
Одной из ключевых юридических характеристик участка земли является вид разрешенного использования. ВРИ определяет цели, для которых разрешается воспользоваться территорией (например, под ИЖС или садоводство), а также устанавливает правила для возведения объектов и расчета кадастровой стоимости участка. Основные и вспомогательные ВРИ обладатель прав может выбирать самостоятельно, однако условно разрешенное использование требует обязательного согласования с местными властями. Перед планированием деятельности на участке важно выяснить, когда требуется такое согласование и какова процедура получения разрешения.
Условно разрешенные виды использования земли: понятие и особенности
Положение об условно разрешенных ВРИ и процедура выдачи разрешений на такие виды деятельности регламентируются статьями 37 и 39 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с нормами градостроительного законодательства, условно разрешенное использование участка определяется как способы эксплуатации объекта недвижимости, которые утверждаются решением местного органа самоуправления после проведения публичных слушаний.
Условно разрешенные виды использования могут включать в себя практически любые формы землепользования и застройки, в зависимости от территориальной зоны и функционального назначения участка. В одном случае эти виды могут быть основными, а в другом — приобретать статус условно-вспомогательных.
Например, для зоны жилой застройки правообладатель может получить разрешение на:
- строительство торговых центров, магазинов, рынков и других объектов, предназначенных для обеспечения жителей товарами первой необходимости;
- ведение банковской деятельности;
- организация точек общепита;
- возведение административных зданий, офисов, школ, медицинских учреждений;
- обустройство помещений для занятий физкультурой и спортом.
Собственник, который купил или арендовал землю в промзоне, имеет право после согласования с властями заняться следующими видами деятельности:
- Возведение торговых центров.
- Заправка машин и других транспортных средств.
- Выставочно-ярмарочная деятельность.
- Деловое управление.
- Строительство автомобильных моек.
На сельскохозяйственных землях (например, в Московской области) можно дополнительно заниматься рыбалкой и охотой, проводить научные исследования, возводить гидротехнические сооружения. Если участок расположен на территориях, принадлежащих к лесному фонду, закон разрешает после предварительного согласования строить водохранилища и другие искусственные водные объекты, проводить геологическое изучение недр, добывать полезные ископаемые, заниматься рыболовством (ст.25 Лесного кодекса РФ).
Получение условно разрешенного вида использования земельного участка
Любое лицо, обладающее законными правами на участок земли, такие как гражданин, предприятие, организация или должностное лицо из администрации населенного пункта, имеет возможность обратиться за разрешением на условно разрешенное использование. Алгоритм процедуры включает несколько общих этапов:
- Заинтересованный правообладатель подает заявление в Комиссию по землепользованию и застройке, работающую при органе местного самоуправления. Документы можно подать как лично, так и онлайн. В последнем случае они должны быть заверены электронной цифровой подписью.
- Администрация организует проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, предварительно оповещая об этом на сайте администрации и в официальных СМИ не менее чем за месяц до мероприятия.
- На этих встречах рассматривается вопрос о возможности предоставления собственнику разрешения на новый ВРИ, а также оценивается потенциальное воздействие данной деятельности на окружающую среду и интересы третьих лиц.
- По итогам проведенных мероприятий составляется заключение, и Комиссия подготавливает рекомендации о выдаче разрешения либо об отказе в его выдаче.
- После обсуждения решение с рекомендациями направляется главе местного самоуправления. В течение 3 дней с момента получения рекомендаций руководитель принимает решение о предоставлении разрешения на запланированную деятельность или обоснованном отказе.
- Обновленная информация передается в Росреестр в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Через 10 дней правообладатель может обратиться за выпиской из ЕГРН. За это время в нее будет внесен условно разрешенный вид использования.
Как правило, разрешение на УРВИ выдается не навсегда, а на определенный срок. Оно предоставляется без привязки к правообладателю, поэтому если в течение указанного срока произойдет смена правообладателя, оформлять новое разрешение не потребуется.
В заключение стоит отметить, что получение разрешения на условно разрешенное использование земли является сложной и трудоемкой процедурой с непредсказуемым результатом. Попытка легализации самостроя, возведенного с нарушением правил землепользования, через получение такого разрешения после факта строительства, не является оптимальным решением. В судебной практике имеется значительное количество случаев, когда подобные разбирательства завершаются отказом в удовлетворении исковых требований.
Во избежание проблем с контролирующими органами лучше своевременно позаботиться об оформлении нужного ВРИ, обратившись за помощью к профессионалам. Эксперты компании Help Development помогут получить необходимые согласования быстро, с минимальным участием клиента и с гарантией положительного результата. Мы успешно решаем даже самые сложные вопросы, связанные с установлением и изменением ВРИ земельных участков в Москве и Московской области, а если возникают непреодолимые препятствия, возвращаем всю сумму гонорара.
Смотреть еще
Самовольное строительство — актуальная тема практически для всех регионов России. Причины появления самостроев бывают разными: желание собственника или арендатора сэкономить, несоответствия в градостроительной документации, бюрократические проволочки, изменения в законодательстве, уследить за которыми довольно сложно. Однако, независимо от причины, государство принимает жесткие меры […]
Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) — один из основных градостроительных документов, регламентирующих процесс использования земельных участков и возведения капитальных построек. Он представляет собой региональный правовой акт, определяющий возможности эксплуатации земли и устанавливающий ограничения для землепользователей. В своде правил, утверждаемом органами местного самоуправления, […]